Бизнес-план — документ, в котором четко сформулированы цели бизнеса, сроки и пути их достижения. Он предусматривает обоснование проекта, аргументацию эффективности каждого из планируемых методов его воплощения.
В готовом виде план напоминает инструкцию по ведению бизнеса со всеми элементами развития и просчетами на определенный период. Хороший, качественно составленный бизнес-план — 70% успеха вашего пути.
Вид бизнес-плана
Структура бизнес-плана определяется несколькими показателями. Важна специфика бизнеса и назначение документа. Зная это, можно определить вид будущего плана, а уже отталкиваясь от вида - его структуру.
Бизнес-план может быть для:
- внутреннего пользования
- внешней аудитории.
Внутренний план составляется для пользования основателями и директорами подразделений. Перед началом работы над документом важно определить его целевую аудиторию. Она определяется масштабами и целями компании. И должен быть максимально близок к реальному положению дел.
Такой план состоит из:
- объема закупок, производства, продаж
- бюджетов
- уровня кредитования
- отклонений от плана/рисков
План для внешних пользователей в большей степени пишется для инвесторов, кредиторов и всех, кто может помочь вашему бизнесу. Этот документ на порядок объемнее и вмещает в себя больше прогнозируемых данных и обоснования.
В основе и того, и другого видов бизнес-планов сосредоточен один главный принцип - утверждение идеи и её презентация в наиболее выгодном свете.
Структура бизнес-плана
Структура написания бизнес-плана состоит из обязательных и дополнительных его частей.
- Резюме. Начать стоит с определения сферы деятельности, ее анализа и описания своего выбора. Это вступление на 1-2 страницы, где кратко изложена суть бизнес-идеи и планы, которые будут расшифрованы в документе.
- Цель проекта. В этой главе наводим обоснование идеи. Здесь стоит привести описание продукта и целевой аудитории, для которой он создается, проанализировать конкурентов, описать их сильные и слабые стороны, которые покроет новый бизнес.
- Реализация проекта. Это маркетинговая стратегия с теорией коммуникации будущего бренда и его продвижения, план развития и наращивания продаж, уникальное торговое предложение, бюджет, показатели успеха компании.
- Организационный и финансовый план. Если вы надеетесь на кредит или хорошие инвестиции — без этого не обойтись. Инвесторы обращают внимание на команду, которая будет работать над воплощением и ведением проекта.
- Также нужно сделать грамотный финансовый прогноз. Расчеты не могут быть точными на 100%, но должны быть оптимистичными и это должно подкрепляться железными аргументами и фактами.
- Приложения — важный раздел, в котором можно увидеть варианты визуализации продукта и оценить его конкурентоспособность. К приложениям относятся также все дополнительные документы, необходимые для подтверждения каких-то высказываний приведенных в плане.